Ренессанс

Ренессанс означает «возрождение». Эта эпоха охватывает XIV-XVI века. Ее новые художественные формы, в основе которых лежал возродившийся интерес к искусству Древней Греции и Рима, сначала возрождаются в Италии, а затем и во всей Европе. В использовании классических элементов формы краснодеревщики следуют путем, проложенным архитекторами: колонны, карнизы, постаменты, принципы симметрии и тектоники, наконец, излюбленные мотивы, вроде ваз путти и кариатид.

Барокко

Стиль барокко скульптурен и театрален, он служит выражению богатства и власти. Предметы обстановки с их резьбой, включающие мотивы античного и ренессансного происхождения, несут в себе ощущение размаха и монументальности, присущих зодчеству этого периода. Экзотические материалы и техники, вроде pietra dura, маркетри и обивки бархатом, усиливают впечатление роскоши. Римское барокко около 1600 года - чистейшая форма стиля, далее он распространится по всем европейским дворам.

Рококо

К началу XVIII века мебельщики начали отказываться от тяжелых условностей стиля барокко, обнаружив стремление к созданию вещей более легких и более женственных по своему облику. Появившись во Франции стиль рококо главенствовал в европейском дизайне всю первую половину XVIII века. Для него характерны плавно изгибающиеся и как бы набухающие формы, асимметричный орнамент и ножки-кабриоли. Распространенные мотивы включают имитацию листвы, С-и S-образные завитки и рокайли, которые часто оформлены в виде изысканных позолоченных накладок.

Шинуазри

Активный ввоз, начиная с XVII века, из Китая и Японии экзотичных изделий из фарфора, лаковой живописи и прочих образцов декоративного искусства вызвал у европейцев увлечение, давшее толчок к появлению характерного стиля. Французское слово chinois, «китайский», дало ему название шинуазри. Сложение и развитие этого стиля определялось самостоятельной интерпретацией европейскими художниками мотивов и приемов дальневосточных мастеров. В различных своих модификациях стиль просуществовал около двухсот лет, причем типы китайского и японского орнамента комбинировались, а порой присутствовали в одном произведении. Характерной чертой шинуазри, помимо роскоши используемых материалов, было наличие таких экзотичных мотивов, как пагоды, драконы, цветки лотоса, стилизованные пейзажи, китайцы; подражение лаковым изделиям называлось japonaise.

Неоготика

Обаяние средневекового церковного зодчества было столь сильным, что готический стиль несколько раз возвращался в сферу мебели. В первый раз- в Англии в середине XVIII века, когда краснодеревщики, прежде всего Томас Чиппендейл, стали применять в разработках собственного дизайна архитектурные элементы готики, вроде стрельчатых арок, нервюр, ажурных переплетов и квадрифолиев. К этому стилю возвращались и в XIX веке, он оказал значительное влияние на Движение искусств и ремесел.

Георгианский стиль

Термин «георгианский» прилагаемая к мебели, сделанной в Англии с 1715-1811 год, в правление трех Георгов- Георга I, II и III. В начале этого периода мебель делали из древесины грецкого ореха и следовали таким типичным формам рококо, главного направления того времени, как плавно изгибающиеся кривые, С-и S- образные завитки и завершения ножек в форме «лапы и шара». В конце этого периода для мебели предпочитали красное дерево и явно тяготели к прямоугольным формам в сочетании с классическим орнаментом.

«Королева Анна»

В Англии в 1700-1715 годах появилась более сдержанная разновидность рококо , на которую повлияли тенденции, преобладавшие в Нидерландах. Английская мебель, созданная в этот период, была более строгой, чем где-либо еще в  Европе, и благородство пропорций оценивалось выше, чем декорация. Распространенным принципом стало умеренное  включение резьбы и крайне немногочисленные дополнительные украшения. Мастера предпочитали делать мебель из древесины грецкого ореха. Характерные признаки: ножка-кабриоль, часто заканчивающаяся львиной лапой,  на стульях-средник спинки в виде вазона. С 1725 года стиль стал широко распространяться в Соединенных Штатах.

Неоклассицизм

Неоклассицизм, ставшим популярным во второй половине ХVIII века, был реакцией на стиль рококо и питался вновь  пробудившимся интересом к Древней Греции и Риму. Краснодеревщики вдохновлялись не только четкими формами классической архитектуры с ее приматом прямых линий, но и декоративными мотивами античности, вроде греческого ключа и витрувианских завитков. Для накладного орнамента,
часто позолоченного, выбирали мотивы лавровых ветвей, урн, медальонов.

Густавианский стиль

Более сдержанным вариантом французского неоклассицизма стал густавианский стиль, утвердившийся в Швеции в правлении  короля Густава III (1746-1792). Для этого направления характерны светлые тона и роскошная шелковая обивка (дамаст). Облик мебели определяли мотивы классической архитектуры: фризы, каннелюры, гирлянды (фестоны) из лавра, но мебель  чаще всего красили, а не золотили. Типичными были обтянутые шелком стулья в клисмос- стиле и стулья с овальной спинкой и прямыми каннелированными ножками. 

Федеративный стиль

Получивший свое название благодаря созданию Конституции Американской Федерации 1787 года, этот стиль был американским вариантом неоклассицизма, и его основу составляли преимущественно английские элементы. Мебель делали в основном из красного дерева, не злоупотребляя орнаментом, и она создавала впечатление энергии и легкости. Типичными мотивами стали  американский орел, цветки колокольчика,
гирлянды и раковины.

Ампир

Поздняя фаза неоклассицизма, ампир доминировал в европейском мебельном дизайне в первой половине ХIХ века. Стиль сложиться в наполеоновской Франции на основе не только древнегреческого и римского, и древнеегипетского происхождения. Прямые силуэты сочетались с крупными пропорциями, объемы часто украшались латунными или позолоченными накладками, вновь вошли в моду роскошные ткани. Дизайнеры
использовали архитектурные мотивы, такие, как стереобаты и колонны для корпусной мебели, а также формы сабли или косых ножек для предметов сидения-лежания. В число популярных мотивов входили ветви лавра и медальоны, а также сфинксы и личные эмблемы Наполеона: корона и пчела. Стиль оказал влияние
на английский стиль Регентства и американский Ампир, а также бидермейер.

Бидермейер

Самым строгим вариантом стиля ампир в первой половине ХIХ века был немецкий бидермайер, получивший также распространение в Австрии и Швеции. Он стал принципиальным переложением «высокого» французского стиля для нужд среднего класса: мебель бидермайера отличается простотой, классической сдержанностью, удобством и практичностью. Преобладающее большинство этих вещей имеют прямоугольные очертания, их отделка включает классические мотивы. Хотя многие предметы сделаны из  красного дерева, нередко применялись местные породы со светлой древесиной, например грецкий орех, вишня, береза, груша, клен, часто со вставками из черного, эбенового дерева. Мебель бидермайера несет явственный отпечаток труда ремесленника, что подчеркивает ее домашний облик и создает ощущение уюта.

Эклектика (историзм)

Вторая половина ХIХ века была временем оживления исторических стилей. В Англии викторианский интерьер включал воспроизведения предметов времен готики, Ренессанса, рококо; их производство шагало в ногу с индустриализацией. Особый акцент делался на комфорте, выражением которого служили круглящиеся очертания и мягкая обивка.

Движение за эстетизм

Возникшее в Англии и Соединенных Штатах в конце ХIХ века, это кратковременное движение сделало своим лозунгом «искусство ради искусства». Дизайнеры вдохновлялись японским декоративным искусством, а также готикой , образцами мавританского искусства и эпохи Иакова I.

Движение искусств и ремесел

Энергичное отрицание низкосортной мебели - неизбежного следствия массовой продукции в результате индустриальной революции - отличало Движение искусств и ремесел, развивавшееся в Англии и Соединенных Штатах во второй половине ХIХ и в течении нескольких десятилетий ХХ. Его приверженцы боролись за качественный дизайн, сохранение добрых ремесленных традиций в рукотворных вещах, сделанных из добротных, прекрасных в своей привычности материалах, видя во всем этом необходимую составляющую идеальной жизни, как таковой. Дизайнеры работали с родными материалами, преимущественно с дубом, и создавали простые, геометрических очертаний вещи, в основе которых лежали традиционные или характерно местные формы, как, например, скамья-ларь.

Модерн (ар нуво)

Этот декоративный стиль процветал в Европе, особенно во Франции и Бельгии, на рубеже ХIХ–ХХ столетий.
В противовес историческим стилям середины ХIХ века дизайнеры старались создать «новое искусство». Стиль характеризуется волнообразными, асимметричными линиями, напоминающими об игре природных сил; в разных странах выделяются собственные вариации общей тенденции. На развитие этого стиля значительно
влияние оказало и японское искусство.

Ар деко

Термин был пущен в оборот в 1960-е годы для обозначения стилевой тенденции, заявившей о себе в конце первой мировой войны , прежде всего во Франции. Она складывалась, как синтез различных влияний, а именно неоклассицизм, предметы из открытой гробницы Тутанхамона, кубизм. Мебель Ар деко отличается крупными членениями, геометричностью, пышным декором. Типичные мотивы стилизованных солнечный диск с лучами, шевроны и абстрактные геометрические узоры. Стиль Ар деко развивался также в Центральной Европе, на Дальнем Востоке, и в Соединенных Штатах, где снискал необыкновенный успех.